Интер-трейд-юнион » Прессованные и пакетированные чаи » История происхождения пакетированного чая

История происхождения пакетированного чая

В двадцатых годах завариванием чая без заварного чайника заинтересовался американский инженер Фэй Осборн, служивший в компании, производившей разные сорта бумаги. Он подумал, что можно попробовать подыскать такой сорт, который окажется дешевле шелка, марли или газа и не будет обладать никаким собственным вкусом.

Однажды он обратил внимание на необычную тонкую, мягкую, но прочную бумагу, в которую упаковывались некоторые сорта сигар. Узнав, что этот сорт бумаги делают в Японии вручную из какого-то экзотического волокна, в 1926 году он решил изготовить такую же бумагу. Он перепробовал разные сорта тропической древесины, джут, сизаль, хлопчатник и даже волокна из листьев ананаса. Ничего не получалось. Наконец, он наткнулся на так называемую манильскую коноплю или, коротко, - манилу, из которой вьют морские канаты (на самом деле это растение не имеет никакого отношения к конопле, это родственник банана). Результат оказался многообещающим.

В 1929-31 годах Осборн испытывал разные химические составы, которые позволили бы сделать бумагу из манилы более пористой при той же прочности . Подобрав нужный метод, он еще несколько лет потратил на перевод своего лабораторного процесса, позволявшего делать отдельные листы, на большую машину, выпускающую целые рулоны бумаги.

Тем временем матерчатые мешочки с заваркой уже укрепились на американском рынке. Делали их из марли, а о масштабах говорит цифра: в тридцатых годах на чай в США уходило ежегодно более семи миллионов метров марли. К весне 1934 года Осборн наладил изготовление чайной бумаги из манильского волокна на большой машине. Уже в 1935 году его бумага стала применяться также для упаковки мяса, столового серебра и электротехнических изделий. К концу тридцатых годов бумажные пакетики уже успешно конкурировали с марлевыми.

Но с началом второй мировой войны манила стала стратегическим сырьем (она растет лишь на Филиппинах), и власти США не только запретили тратить ее на чайные мешочки, но и реквизировали имевшиеся у Осборна запасы для нужд флота. Изобретатель не сдавался, он наладил "отстирывание" списанных манильских канатов от грязи и масла, а так как этого сырья не хватало, он ввел в свою бумагу добавки вискозы. Продолжая исследования, в 1942 году он получил новую, очень тонкую, но достаточно прочную бумагу без манильского волокна, а через два года нашел способ "склеивать" края мешочков горячим прессованием вместо сшивания нитками. Эти два достижения открыли чайным пакетикам широкую дорогу к столу.

Но не меньше пол века заняло у чайных пакетиков, чтобы добраться в Великобританию. Из-за бумажного ярлычка на веревочке, прикрепленной к пакетику британцы отнеслись с подозрением к американскому изобретению. Предназначенный для того, чтобы легко достать пакетик из чашки, он часто попадал в чашку и давал больше вкуса, чем сама чайная пыль в мешочке, жаловались они.

Британцам также не нравилось то, что американцы заваривали чай в чуть-теплой воде, а не в кипятке.

Компания Джозефа Тетли, крупнейшие производители чая в Великобритании, ввели чайные пакетики в 1953 году и они были встречены без энтузиазма. В начале шестидесятых в Великобритании в пакетиках было продано менее 3 процентов чая. Но все изменилось в 1964, когда появились перфорированные пакетики. Сегодня Тетли продает 200 миллионов чайных пакетиков в неделю.

В 1950 году та же фирма Teekanne предложила упаковывать чайные листья в специальные двухкамерные пакетики из тончайшей фильтровальной бумаги. При этом клей вообще не использовался. Это значительно улучшило вкус чая и чайные пакетики начали получать широкое распространение и постепенно завоевали популярность во всех странах, добравшись в 90-е годы прошлого века и до России.

Сейчас применяют бумагу-фильтр, запатентованную американской фирмой Dexter в 1938 году. Ну, а сам чайный пакетик был запатентован только в 1952 году фирмой успешного производителя чая по фамилии Липтон.

Следует отметить, что существует одно преимущество, отличающее чай в пакетиках от обычного чая. В пакетики кладут, в основном, мельчайшие частички чайного листа, полученные при переработке. В основном это края листа. А в этой части растения особенно большая концентрация полезных веществ и аромата. Так что мнение о плохом качестве чая из пакетиков не всегда является верным.

Сейчас пакетики с чаем применяют во всех странах, даже в Китае. Правда, только в гостиницах для европейцев. Сами китайцы все-таки придерживаются мнения, что спешка и чай – вещи несовместимые, потому как для них чай – не напиток, а традиция и искусство. Поэтому, оказавшись в Китае или Японии, не откажите себе в удовольствии побывать на настоящей чайной церемонии.